Символизм

 Символизм - направление в искусстве, возникшее в конце 19-го века во Франции, которое нашло свое отражение и в музыке, и в литературе, и в живописи, а в современном мире, также в театре и кинематографе. Символизм – направление отрицающее реальность, признающее метафоры и аллегории. Характерные черты символизма - недосказанность, склонность к самоанализу, загадочность, тоска.

 В живописи данное направление набрало популярность в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков.  Художественный символизм тесно связан с мифологией и религиозной тематикой. Отличительные черты символизма в живописи -  отрицание реализма и натурализма, пессимизм, порой, граничащий с отчаянием, тайный смысл, символы и знаки.

 Символизм в переводе с французского означает символы, знаки. Символы в живописи – это, то что пробуждает подсознание созерцателя, заставляет чувствовать, интуитивно мыслить. С появлением символизма начали появляться даже справочники, для правильного чтения этого стиля. Но в целом символизм подразумевает, что любой человек способен разгадать замысел художника.

 Яркие пример символической живописи – картина «Раненый ангел». Ангел, изображенный на носилках, символизирует уходящее детство этих двух мальчишек, которые еще не перешагнули черту отрочества. А детство несвоевременно уходит из-за жестокости и несовершенства нашего мира. Как могут они спасают этого ангела, в надежде подольше побыть детьми.

Художник Хуго Симбер, картина «Раненый ангел»

 Первым представителем русского символизма стал Михаил Врубель.

Художник Михаил Врубель, картина «Демон сидящий».

 Символизм в творчестве живописцев играет роль философской, литературной мысли. Сам Врубель описывал конечную идею своих картин в стремлении «будить душу величавыми образами от мелочей обыденности». Это и есть главная цель символизма, в каком бы жанре живописи он не присутствовал.

 Направление символизма в портретном жанре несет в себе безграничную гамму чувств и переживаний художника. Такое полотно передает, прежде всего, не внешний облик изображенного человека, а его душевное состояние, его образ, невидимый простому взгляду. Глядя на такие портреты и разгадывая их, зритель живет жизнью героя картины, погружается в его мысли, слышит его голос.

Художник Михаил Врубель, картина «Царевна-лебедь»

Художник Сергей Лукъянов, картина «Архитектура лета»

 Символизм в пейзаже.

  Пейзаж – это пристальный взгляд художника на мир его окружающий. Символизм в пейзаже помогает нам не только любоваться красотой мира, но и взглянуть на него глазами художника, прочесть его мысли, настроения, состояние души, его боль, его страхи, его отчаяние или надежду. Символами в пейзаже могут служить и основные стихии мироздания: огонь, вода, земля, воздух, и мифологические, религиозные знаки.

Художник Арнольд Беклин, картина «Остров мертвых»

Художник Александр Воронков, картина «Вестник»

 Символизм в морском пейзаже делает море, самостоятельной, живущей своей жизнью стихией, часто наделенной мистическими или даже божественными способностями.

Художник Альфред Кубин, картина «Дух воды»

 Символизм в натюрморте играет особую роль. Натюрморт, как жанр, сам по себе пронизан символами и знаки. Стилистика символизма добавляет ему еще больше неоднозначности и таинственности. Художники символисты в натюрмортах при помощи неживых предметов передают нам тоску неведомому, скрытому в тайных уголках подсознания. Пожалуй, самым символичным видом данного жанра является Ванитас.

Художник Андрей Выстропов, картина «Облако»

Художник Игорь Чухлеб, картина «Февральские новости»

Художник Анастасия Васильева, картина «Горячий натюрморт с черепом»

 Символизм в анималистическом жанре выражен в мифологических и религиозных знаках, пронизывающих данные полотна. Животные, как символ жизни, как связующее начало между природой и человеком, между земным и духовным, несут в себе общую атмосферу жизни, изображенной на полотне.

Художник Александр Воронков, картина «Цирцея»

Художник Виктор Васнецов, картина «Силин и Алконост».

 Особенно ярко направление символизма выражено в религиозном, историческом и мифологическом жанре. Эти полотна просто пронизаны различными символами. Крылья ангела, нимб над головой, небо, вода, – все это служит тайными знаками художника, передающими скрытый смысл произведения.

Художник Александр Воронков, картина «Царь Додон».

Художник Виктор Васнецов, картина «Бог Саваоф».

 Символы давно уже стали главным оружием философии и искусства. Символизм в живописи демонстрирует своеобразное мироощущение художника, его метания между реальностью и ирреальностью, мучительные поиск истины и смысла жизни. Символизм бесполезно описывать, его надо видеть.

 Если Вы желаете погрузиться в таинственный и мистический мир символизма в живописи, присоединиться к разгадке сокровенного замысла картин, в нашей галерее Вы можете приобрести авторские работы современных художников-символистов, а также заказать копии репродукции известных полотен.